Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

(Статья дополнительно включена с 5 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 147-ФЗ)

Комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Предмет преступления - единые государственные реестры РФ и документы, послужившие основанием для внесения в них сведений.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др.

2. Объективная сторона преступления заключается во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ или уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению.

Недостоверными являются сведения, не соответствующие действительности либо искаженные. Внесение сведений осуществляется путем записи или помещения информации на электронном носителе.

Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание, выбрасывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п.

Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами.

3. Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления - должностное лицо органа, осуществляющего ведение единого государственного реестра.

6. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285.3) - оценочное понятие, с учетом предмета преступления наиболее вероятным представляется материальный вред.

Другой комментарий к статье 285.3 Уголовного Кодекса РФ

1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (ред. от 28.07.2012). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество. Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.

Внесение записи в реестр подтверждается документом - свидетельством о государственной регистрации.

2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов - заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.

3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.

Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.

В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа. К числу тяжких последствий (ч. 3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.

5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.

Комментарии и консультации юристов по ст 285.3 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 285.3 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.