Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или счетной палате Российской Федерации

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется:

1) неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;

2) уклонением от предоставления информации;

3) предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации.

Отказ предоставить информацию - ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют.

При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление чаще всего под надуманными предлогами.

Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел.

2. Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК).

4. Субъект преступления специальный - должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа.

5. В п. "а" ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа.

6. О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.

Другой комментарий к статье 287 Уголовного Кодекса РФ

1. Сущность данной нормы заключается в том, что должностное лицо неправомерно отказывается от предоставления официальной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ в случаях, когда по закону оно обязано дать эту информацию.

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением должностным лицом одного из следующих действий: а) отказ предоставить в указанные органы информацию (открытый, прямой отказ), которая обладает признаками ее официальности. Поэтому при квалификации данного действия важно установить такие признаки. Это представляет собой известные сложности, поскольку законодатель не определил, что именно является официальной информацией; б) уклонение от предоставления информации (скрытый отказ) под различным предлогом (ссылка на ее отсутствие, неполноту, неготовность, нахождение в другом учреждении и т.п.); в) предоставление объективной информации, содержащей неполные сведения о фактах и событиях, интересующих высшие органы власти; г) предоставление информации, которая является полностью необъективной, ложной, искаженной, не соответствующей действительности. Перечисленные действия представляют собой самостоятельные формы рассматриваемого состава преступления. Данный состав формальный и оконченным считается с момента совершения любого из указанных выше действий. Это преступление может быть совершено путем как активного действия, так и бездействия.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Виновное должностное лицо осознает, что незаконно отказывает высшим органам власти в предоставлении официальной информации, которую оно обязано предоставить, либо выдает ее в неполном виде или выдает ложную информацию и желает этого. Наличие в законе формулировки "заведомо неполная либо ложная информация" исключает такую форму вины, как неосторожность. Мотив и цель в законе не указаны и поэтому не являются обязательными, для квалификации значения не имеют.

4. Субъектом преступления может быть только должностное лицо, на которое непременно должна быть возложена предусмотренная законом обязанность предоставлять информацию высшим органам власти.

5. Квалифицированным признаком анализируемого преступления является (ч. 2 ст. 287 УК) отказ в предоставлении информации лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (см. комментарий к ст. 285 УК).

6. Особо квалифицированный вид данного состава преступления (ч. 3 ст. 287 УК) характеризуется: а) отказом в предоставлении официальной информации, сопряженным с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти и управления; б) отказом группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) наступлением тяжких последствий.

7. Содержание п. "а" ч. 3 ст. 287 УК означает, что если должностное лицо предоставит официальную информацию, то могут стать известными случаи совершенных ранее преступлений и правонарушений. Такие факты нередки в условиях возникновения межнациональных, региональных, массовых, вооруженных и иных конфликтов. Ответственность наступает в случае, если конкретное должностное лицо абсолютно точно осведомлено обо всех правонарушениях и происходящих в связи с ними событиях, имеет об этом информацию, но отказывается ее выдавать и тем самым скрывает совершенные другими должностными лицами правонарушения.

8. Отказ в предоставлении информации группой лиц по предварительному сговору или организованной группой предполагает участие в данном деянии двух или более должностных лиц либо совместность совершения преступного отказа в предоставлении информации всеми его участниками. Последнее означает: во-первых, достижение преступного результата четко выражено в отказе Федеральному Собранию или Счетной палате РФ предоставить официальную информацию благодаря объединенным усилиям всех участников; во-вторых, преступный результат является для всех соучастников деяния общим; в-третьих, единство соучастия характеризуется наличием тесной связи между всеми соучастниками совершенного отказа. Совершение данного деяния должностным лицом не исключает участия в нем также и частного лица, действия которого должны квалифицироваться как соучастие в той роли, в которой оно участвовало (организатор, подстрекатель и т.д.), т.е. по ст. 33 и п. "б" ч. 3 ст. 287 УК.

9. Тяжкие последствия, наступившие в результате совершенного должностным лицом (лицами) отказа в предоставлении информации высшим органам власти, могут быть выражены в принятии этими органами ошибочного решения по той причине, что не была дана официальная информация либо была представлена информация, содержащая ложные сведения. К сожалению, термин "тяжкие последствия" законодатель использует не так уж редко. Данный термин относится к оценочной категории, и потому его границы нечеткие, зависят не от уголовного закона, а от правоприменителя, что не способствует укреплению принципа законности.

Комментарии и консультации юристов по ст 287 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 287 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.