Статья 84. Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к статье 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его реализацией (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии; раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

2. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

3. Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступление; ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенной категории или которым назначен определенный вид и размер наказания). Обычно указывается несколько таких критериев.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2293.

В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. К осужденным, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения.

4. Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

5. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе:

1) освобождение от уголовной ответственности, которое реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний:

а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;

б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

2) освобождение от наказания, которое реализуется путем:

а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения его к исполнению;

б) сокращения срока или размера назначенного наказания;

в) замены назначенного наказания более мягким;

г) освобождения от дополнительного наказания;

д) сокращения неотбытой части наказания;

3) снятие судимости.

6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-либо иных условий.

Другой комментарий к статье 84 Уголовного Кодекса РФ

1. Амнистия в переводе с греческого означает "забвение", "прощение" и служит одним из эффективных исходящих от государства средств устранения противоречий в сфере применения права, и особенно уголовного права. Институт амнистии имеет многоплановый междисциплинарный характер и представляет собой комплекс взаимно обусловленных уголовно-правовых, государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

2. Решение об амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления. Согласно п. "е" ст. 103 Конституции РФ вопрос об амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут.

3. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта амнистии в силу. Постановление подлежит исполнению в течение шести месяцев.

4. Как следует из содержания ст. 84 УК, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость.

5. По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы: амнистии политической направленности; амнистии уголовно-правовой направленности. Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет не главную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы и т.п.). Примером является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики (Постановление Государственной Думы РФ от 6 июня 2003 г.).

Конституция РФ (ст. 103) не определяет рамки применения и не называет направлений актов об амнистии. Соответственно, в принципе амнистия может касаться любого контингента лиц и любых совершенных ими преступлений. И такие примеры в нашей законодательной практике не единичны. Так, например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." были освобождены все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы. Вместе с тем подобное решение вопроса об амнистии носит исключительный характер. Обобщение более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (имеется в виду первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени (Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."), показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат амнистии также осужденные, уже освободившиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения прежде всего к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией РФ оснований и поводов для принятия решения об амнистии. Однако при этом нельзя игнорировать права и законные интересы законопослушных граждан. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." в связи с запросом Советского районного суда г. Челябинска и жалобами ряда граждан" отметил, что при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания за деяния, наиболее опасные для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения. Иное не согласуется с вытекающими из конституционно-правовой характеристики России как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) требованиями справедливости и соразмерности при регулировании общественных отношений и может рассматриваться как противоречие Конституции Российской Федерации.

6. Акт об амнистии имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (амнистия от 20 апреля 2005 г.), и касаться десятков тысяч человек (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин").

7. Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием для прекращения уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае, а такие ситуации в следственной и судебной практике не единичны, прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.

8. Амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления до опубликования акта об амнистии или дня, указанного в постановлении Государственной Думы об объявлении амнистии. Одновременно Государственная Дума принимает постановление о порядке применения этого акта. По сути, это процессуальный документ, в котором довольно детально, во избежание возможных ошибок в толковании актов об амнистии, определяются правила и процедуры реализации на практике постановления об объявлении амнистии. В частности, называются органы государственной власти и управления, на которые возлагается применение постановления. Это исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и предварительного следствия; суды; уголовно-исполнительные инспекции и т.п. В постановлении о порядке применения амнистии указывается, что решение о применении акта амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. В связи с этим учреждениям и органам, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы должны исполняться теми, кому они адресованы, незамедлительно.

В постановлении о порядке применения актов об амнистии дается также аутентическое толкование наиболее сложных вопросов (понятий), связанных с применением амнистии. Отдельные вопросы применения акта амнистии могут решаться Верховным судом РФ и Конституционным Судом РФ. Например, в одном из постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации было принято принципиально важное решение о том, что освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии (ст. 84 УК) не может служить основанием для освобождения от материальной ответственности.

Комментарии и консультации юристов по ст 84 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 84 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.